пятница, 13 января 2012 г.

О происхождении сталинских высоток

Товарищ Сталин был большой ученый, но он не был архитектором. Хотя сегодня все знают, что такое сталинская архитектура. Это то, что строилось в СССР после авангарда:




и конструктивизма:




но до Хрущевской "борьбы с излишествами":




и тотального брежневского железобетонного маразма:




Сталинские высотки возвышенны, декоративны, имперски, светлы, украшены, с башенками, колоннадами, уступами, скульптурами людей и пр.



Откуда они взялась?

Перенесемся на сто пятьдесят лет назад в Нью-Йорк. Товарищ Отис установил первый лифт в пятиэтажном здании на Бродвее в 1857 году. Лифт работает до сих пор.




Лифты натолкнули на мысль строить здания повыше. После изобретения стальных каркасов дела пошли вверх. Первым небоскребом считается это прекрасное здание 1884 года в Чикаго (сначала было высотой в 10 этажей):




Тогда еще нельзя было сказать, где недвижимость в XXI веке будет дороже - в Нью-Йорке или в Чикаго, поэтому кинулись строить небоскребы и там, и там.

Нью-Йорский стиль был таким (1900):




А архитектор из Чикаго построил в Нью-Йорке здание-утюг (одно из самых охуенных на свете до сих пор) в чикагском стиле (1902):




Народ начал жаловаться, что из-за небоскребов улицы были темными даже днем. Жаловались, жаловались, жаловались, жаловались, пока в 1914 году капиталисты не построили 40-этажное офисное здание размером с квартал.




А в это время в Москве:





Народ взвыл окончательно, поэтому пришлось в 1916 году вводить запрет на строительство больших плоских поверхностей, а вместо этого предписывалось строить все небоскребы с уступами (сэтбеками). Таким образом был найден компромисс между плотной и высокой застройкой и солнечным светом и воздухом на улицах.

Без уступов:




С уступами:




Внешний вид нью-йорских небоскребов в 1930:




А Чикаго на хую вертело жалобы людей, поэтому там продолжили строить в чикагском стиле. Поэтому сегодня Чикаго совсем не похоже на Нью-Йорк:




Но вернемся в Нью-Йорк. В 1914 году было закончено здание для муниципальных служб в неоклассическом стиле.




Товарищ Сталин, когда увидел это здание, влюбился в него с первого взгляда. Конструктивизм, авангард, арт-деко (не успевший дойти до СССР) пошли нахуй строевым шагом. Вместо них все архитекторы должны были изучить Муниципальное здание и научиться делать так же. (Кстати, офис Студии Лебедева в Нью-Йорке находится в пяти минутах ходьбы от этого здания.)

И понеслась пизда по кочкам.






Вряд ли хоть один советский человек знал, почему сталинская архитектура именно такая. И откуда у нее взялись уступы.




Похожие здания появились потом и в Риге, и в Киеве, и в Варшаве.




После войны нужно было строить новые здания, вселяющие уверенность в советского человека. Кстати, после войны и до смерти Сталина в Москве запрещено было строить жилые здания ниже восьми этажей.

Помимо высоток остальные здания сталинской эпохи строились в том же духе, что и неоклассические нью-йоркские строения.

Вот Нью-Йорк:




В 1961 году в Нью-Йорке градостроительный закон изменили, обязав вместо уступов предоставлять публике последние и первые этажи под смотровые площадки и рестораны.


А в Москве с тех пор ничего более красивого и не строили.