понедельник, 6 июля 2009 г.

фото www.flickr.com

Интернет-зависимость: как это работает

Однажды некий молодой человек ближе к утру вышел из Интернет-кафе и недоуменно остановился: вокруг явно что-то было не так. Он повертел головой, прислушался, присмотрелся. И вдруг понял: очень странный запах! Прохожий улыбнулся в ответ на его вопрос: «А чем это пахнет?» и ответил «Воздухом это пахнет, молодой человек. Воздухом!». 

О проблеме Интернет-зависимости иногда говорят. Но большинство уверено в том, что в сравнении с зависимостью от наркотиков или алкоголя это – пустяк, а скорее всего – и вовсе выдумки скучающих женщин, которым интересно чего-нибудь бояться для того, чтобы жизнь не казалось пустой и унылой, и было, что обсудить с подружками.

Но в прошлом году в официальном издании крупнейшей в мире ассоциации психиатров, «The American Journal of Psychiatry», была опубликована статья, автор которой предлагал внести Интернет-зависимость в справочник по умственным расстройствам. Факт этой публикации означает, что мировая психиатрия сочла необходимым придать Интернет-зависимости статус официально признаваемого и регистрируемого заболевания. Говоря проще – если это требование будет удовлетворено, зависимым от Интернета начнут в США выдавать больничные листы. 

Масштаб проблемы

На сегодняшний день в мире от Интернет-зависимости, по разным оценкам, страдает от 2 до 10 % пользователей всемирной Паутины. Казалось бы, не такая уж и большая цифра. Но она означает, что как минимум 400 тысяч москвичей уже сейчас нуждаются в этой связи в медицинской помощи. Иначе, чего доброго, могут и помереть: в мире зафиксированы уже сотни случаев смертей пользователей Интернета, связанных с тем, что организм не выдерживает круглосуточного сидения у компьютера. Если же говорить о так называемой «группе риска», в нее, по различным оценкам, входит около 40 % пользователей сети.

21 марта 2008 года блогеры решили провести акцию «День без ЖЖ» в знак протеста против отмены базовых аккаунтов. Зачинщица акции (beckyzoole) так и не сумела продержаться до конца дня: вечером 21 марта она опубликовала текст о том, какой это был долгий и сложный день. Точно так же сошли с дистанции тысячи блогеров.

Как это выглядит?

Как выглядит интернет-зависимость в ее выраженной форме? Люди, подверженные этому расстройству, долгими часами, а то и сутками просиживают перед мониторами своих компьютеров. Они забывают поесть, поспать. Их перестают интересовать личная гигиена и домашние хлопоты. Семья, работа, учеба, друзья – все это отходит на второй план. Все больше и больше, с каждым днем, с каждым месяцем, они проводят время в бесконечном виртуальном мире, и в конце концов все это приобретает вид, ярко описанный в одном документальном фильме об интернет-зависимости: «Я не могу выйти в туалет, я не могу съездить к родителям, я все время сижу, и потребность в интернете настолько сильна, что я могу сэкономить на хлебе, но купить себе какое-то новое «железо».

Да, не всегда интернет-зависимость принимает именно такую, крайнюю форму. Но опасность заключается в том, что от использования интернета в качестве банального тайм-киллера слишком просто перейти к серьезной, суровой интернет-зависимости.  

Как это происходит?

Каким же образом формируется у человека зависимость от дурацкого железного ящика, дающего ему возможность «сидеть и говорить с монитором»?

Если спросить у любого человека, зачем он посещает интернет – он даст много разных ответов: посмотреть видео, найти необходимую информацию, пообщаться с друзьями, и так далее. То есть удовлетворить какую-либо свою потребность.

Но зависимый от интернета человек не удовлетворяет своих потребностей с помощью блуждания по сети. Дело в том, что цикл удовлетворения любой потребности – конечен. То есть, когда человек ощущает в чем-либо потребность – он ищет путь ее удовлетворения, находит, получает законное удовольствие и успокаивается. Все происходит строго в согласии с принципом: «Украл, выпил, в тюрьму!».

Если же человек бесконечно удовлетворяет свою потребность, и никак не может «наесться» - очевидно: человек только делает вид, перед самим собой, что он удовлетворяет свою потребность с помощью интернета. И именно поэтому никак и не может ее удовлетворить.  

Почему человек так играет с собой? Дело в том, что наше общество стремится к максимальному комфорту, во всех возможных его проявлениях. Мы привыкли жить в «мягких подушках»: в квартире тепло. На улице не скользко: добрые люди песочком дорогу посыпали. Скучно стало? Посмотри кино: Бондарчук уже расстарался. Загрустил? Телевизор включи: Петросян шутку пошутит. И изнеженному, избалованному этим повсеместным беспредельным комфортом человеку неприятно сталкиваться со своими настоящими потребностями. Потому что любая неудовлетворенная потребность проявляется в нашем мозгу негативной эмоцией, так уж устроена наша психика. Дети не слушаются. С работы вот-вот уволят. Придут с пулеметом на порог и заставят кредит платить. Это все неприятно, с этим всем надо что-то делать, все это крайне утомительно, в конце концов. 

Чтобы не думать об этом, надо себя оглушить. Например, интернетом, который предоставляет миллиард возможностей отвлечься. Ровно по такому же принципу работает оглушение себя водкой, героином, походами в казино. Стукнул себе по голове порносайтом вперемешку с чтением Живого Журнала – и перестало беспокоить. То есть, беспокоит, конечно, но голова этого не замечает: занята. Сработало! Значит, нужно повторить. Повторяешь. Потом – привыкаешь. Со временем перестаешь обедать и умываться. 

Предохраняйтесь!

Как же избежать такой горькой участи? Как пользоваться интернетом так, чтобы не выйти однажды из своей квартиры и обнаружить, что вокруг, оказывается, пахнет воздухом?

Для начала необходимо знать признаки интернет-зависимости. Вот они:

  • Потеря способности контролировать время, проводимое в интернете.
  • Возникновение состояния отмены при временном прекращении посещения сети (бессонница, или кошмары, или сны, в ходе которых вам снится, как вы бродите по интернету, возникновение раздражительности, снижения настроения, головных болей).
  • Постепенное, но постоянное увеличение количества времени, которое вы проводите в Паутине.
  • Потеря интереса к альтернативным способам времяпрепровождения, которые раньше доставляли вам удовольствие.
  • Невозможность прекратить посещения сети интернет при том, что вы уже понимаете, что это дело надо уже как-то и сокращать. 

Достаточно отметить у себя хотя бы три из перечисленных пунктов для того, чтобы быть уверенным: у вас начинает формироваться зависимость от интернета.  

Иначе говоря, если вы начинаете все больше и больше времени проводить в интернете, не замечая того, что вы, оказывается, уже пять часов подряд просидели перед монитором. Если вы перестаете ходить в гости, убирать в квартире, и вам все равно, какая на вас одежда. Если что-то внутри вас постоянно подзуживает проверить почту и посмотреть, что же там делается у друзей в ЖЖ или на Одноклассниках, и без этого вам как-то беспокойно. Если вы начинаете всерьез нервничать, а то и злиться, когда по каким-либо причинам интернет, предоставляемый вам провайдером, иссякает, или когда вас кто-нибудь отвлекает от любимого сайта. И самое главное – если вам все это не нравится, но вы ничего не можете с этим поделать – вас можно поздравить. Или посочувствовать: у вас формируется интернет-зависимость. Или уже сформировалась. 

Добро пожаловать в реальность

Что же делать в таком случае? Ну, если дело зашло далеко – единственный выход, который у вас имеется, так это в минуту просветления позвонить друзьям, и попросить «Отведите меня к доктору!». Да и то не факт, что вам удастся помочь надолго. Поэтому лучше дело далеко не заводить, и пользоваться интернетом с умом. С умом – это как? А с умом – это вот так.

  • Во-первых, крайне желательно использовать интернет для дела.
  • Во-вторых, развлекаться с помощью интернета следует тогда, когда все дела сделаны. Не этому ли учила вас мама: «Сделал дело – гуляй смело»?
  • В-третьих, утешаться и развлекаться с помощью интернета следует, ограничивая себя во времени. Посматривая на часы. Или хотя бы таймер себе включите! Побродили, пообщались вечерком с часок – достаточно. Хватит! Выключите эту адскую машинку и пойдите, погуляйте, воздухом подышите, затекшие члены разомните.
Если же вы замечаете, что интернет-зависимость у вас, несмотря на меры предосторожности, начинает формироваться – единственный возможный выход из ситуации, коль скоро вы не дипломированный когнитивно-бихевиоральный психотерапевт, заключается в следующем. Выключите его, этот компьютер у себя дома. Не подходите к нему в течение 2 недель. Совсем не подходите. Иначе, возможно, придется звонить друзьям.


фото www.flickr.com

Как поверить в себя

Почему
одни верят в свои силы и умеют противостоять сложностям, других смущают
малейшие неудачи, а третьи тихонько сидят в углу и даже не пытаются
замахнуться на серьезные поступки? Многие считают, что вера в себя –
это данность: либо есть, либо нет. Однако психологи решили посмотреть
на нее попристальнее и понять, из чего она состоит.

Психолог
Альберт Бандура ввел понятие «самоэффективность»: заранее существующая
уверенность человека в том, насколько его действия окажутся
результативны. Насколько ему по плечу окажется важный разговор, переезд
в другой город, знакомство с интересующим человеком? Не по плечу? –
тогда, наверное, и пытаться не стоит. Ведь вера в себя (она же -
самоэффективность) сильно влияет на выбор задач.

Поводом к
размышлениям о самоэффективности стал для Бандуры эксперимент, в
котором испытуемых школьников с совершенно одинаковыми способностями
разделили на две группы, обеим дали одну и ту же принципиально
нерешаемую задачу. Но первой группе сообщили о том, что эта задача им
не по силам: скорее всего, они не справятся, но пусть хотя бы
попробуют. Второй группе представили задачку как совершенно проходную.
Выяснилось, что в первой группе школьники отчаялись очень быстро и
отказались искать решение. Зато школьники из второй группы потратили
гораздо больше времени на поиск решения, и некоторые даже выдали свои
(хоть и ошибочные варианты).

В жизни нам чаще встречаются
вполне решаемые задачи. Однако подход к их решению у разных людей – как
у школьников из эксперимента – совершенно разный: одни верят в свои
возможности и не отступаются, другие быстро складывают лапки.
Объяснение этому – высокая или низкая самоэффективность.

Конечно,
помимо представлений о собственной успешности, на конечный результат
влияют также благоприятно или не очень благоприятно сложившиеся
обстоятельства. По расчетам Бандуры, возможны четыре варианта:

  1. Самый благоприятный – когда человеку с высокой самоэффективностью не противятся внешние обстоятельства.
  2. Когда
    люди с высокой самоэффективностью сталкиваются с неблагоприятными
    внешними условиями, они обычно увеличивают свои усилия, чтобы
    преодолеть сопротивление, могут использовать протест, социальную
    активность, силу. Но если все их попытки окажутся неудачны, такие люди
    либо откажутся от своего способа действий, либо станут искать более
    благоприятную среду.
  3. Самый печальный и предсказуемый вариант
    – когда низкая самоэффективность сочетается с неблагоприятными внешними
    условиями. В этой ситуации человек чувствует себя беспомощным, ощущает
    апатию, но ему ничего не остается, как мириться со своим положением.
  4. Когда
    человек с низкой самоэффективностью попадает в благоприятные
    обстоятельства, то вполне возможно его снова ожидает апатия: но уже
    оттого, что у него не выходит то, что прекрасно получается у других.

Самое
важное, что самоэффективность – величина непостоянная, она всегда
меняется. Стало быть, даже на собственную самоэффективность можно
оказать влияние. Что же на нее влияет?

«Он такой же, как я – и у него все получилось».
Часто представления о том, что нам удастся, базируются на анализе
чужого опыта. Но необходимо ориентироваться на опыт тех, чьи
возможности равны нашим. Можно восхищаться мастерством пожирателя огня,
но пробовать повторить его опыт без соответствующей подготовки – мягко
говоря, опрометчиво.

Следовательно: чтобы увеличить самоэффективность, надо выбирать общество людей со сходными способностями и возможностями.

Опыт удачного решения похожих проблем.
Личный опыт – наше все. Пожалуй, к нему мы обращаемся чаще всего, чтобы
понять, на что мы способны. Но, как показывают исследования, в работе с
личным опытом есть несколько тонкостей:

  • Успех, достигнутый
    самостоятельно, мы ценим больше, чем командные достижения. Более того:
    многие сбрасывают со счетов свое участие в коллективных достижениях, и
    напрасно.
  • Чем сложнее была задача, тем сильнее увеличится
    представление о самоэффективности. Никто же не будет считать себя
    героем, если обыграет ребенка в шашки? Иными словами, чтобы считать
    себя успешным, надо брать высокую планку, постоянно усложнять задачи.
  • Детские
    и подростковые неудачи переживаются гораздо тяжелее. Когда человек не
    имеет представления о своей состоятельности и возможностях, он не может
    рассчитать, что ему по силам, а за что браться не стоит.

Следовательно:
анализируя собственное прошлое, не стоит сбрасывать со счетов
коллективный опыт решения проблем. Кроме того, имеет смысл пересмотреть
отношение к детским и подростковым неудачам, когда приходилось
действовать, еще не познав самого себя.

Поддержка общественного мнения.
Почему те, кто объявил, что бросает курить или садится на диету,
способны дольше придерживаться своей непримиримой позиции, чем те, кто
делает это молча? Да потому, что их поддерживает общественное мнение.

Следовательно:
имеет смысл найти сообщество, которое сможет оказывать вам поддержку. А
тем, кто станет говорить: «Да брось ты эту ерунду», пожалуй, не стоит
объявлять о намерениях.

Мнение авторитетного человека.
Кому пациент быстрее поверит – врачу, утверждающему, что ситуация скоро
нормализуется, или другу, уверяющему, что в выходные он будет уже
скакать?

Следовательно: надо чаще советоваться со специалистами в той области, в которой вы хотите достигнуть результатов.

Коллективная эффективность.
Мы оцениваем не только то, что по силам нам самим, но и то, на что
способна та группа, к которой мы принадлежим: «небогатые люди»,
«курильщики со стажем», «блондинки». Мы оцениваем также эффективность
той группы, к которой себя причисляем.

Психологи считают, что
на сегодняшний день существует несколько факторов, влияющих
отрицательно на коллективную эффективность. Во-первых, это тотальное
распространение информации: случившееся в одном уголке мира, сразу
становится известно повсюду, особенно если это плохие новости.
Во-вторых, понизить уровень коллективной эффективности способны
новейшие технологии, благодаря которым становится совсем непонятно, как
работают те или иные механизмы, и как их починить. Третий фактор –
большое количество глобальных проблем, стоящих перед человечеством: от
перенаселения до климатических изменений.

Следовательно:
хорошо бы научиться правильно расставлять акценты и научиться
причислять себя к успешной группе. То есть, вместо «бедные люди» -
«люди с хорошим образованием», вместо «курильщики со стажем» - «люди,
сильно мотивированные бросить курить» и так далее. А иногда лучше
пропускать мимо ушей информацию о катастрофах и мировых неприятностях.

Физическое и эмоциональное состояние.
Многие на своей шкуре ощутили, что в подавленном состоянии и в унылом
настроении мы достигаем гораздо худших результатов, чем могли бы. А вот
как быть с волнением? Все зависит от, того, насколько сильно волнение.
Бурные эмоции мешают успешно справиться с задачей, однако существуют
наблюдения, что небольшое волнение может оказаться только на пользу.

Кроме
этого важно, как человек объясняет себе собственное волнение. Например,
если водитель волнуется, находясь на сложном участке дороги, -
обоснованность его страхов может повысить бдительность и, в итоге,
самоэффективность. Если же человек понимает, что у него совершенно
иррациональная боязнь, допустим, поездов метро – то это «знание» ему
никак не поможет эффективнее справляться со своими страхами.  

Следовательно:
с унынием надо бороться – это факт. С помощью физической активности, с
помощью общения, любым доступным способом. Перед ответственным
мероприятием не помешает немного успокоительного: это не слабость, а
проявление заботы о себе.