среда, 20 июля 2011 г.

«Нам всем необходимо что-то по-настоящему свое»

Что происходит с нашим организмом, когда мы ощущаем согласие с собой? Психофизиолог рассказывает нам, при каких условиях наступает это состояние и что мы можем сделать, чтобы испытывать его чаще.

Psychologies: Как определить, что мы находимся в согласии с собой?

Сергей Трофимов: Субъективно это ощущается так: мы легко засыпаем и спим до утра, едим с аппетитом, после физических нагрузок давление повышается незначительно. На нейробиологическом уровне такое состояние обеспечивается гормонами серотонином и дофамином: они активно вырабатываются, воздействуют на кору головного мозга, и у нас возникает ощущение удовлетворенности. Одновременно замедляется синтез гормонов стресса – адреналина, норадреналина, кортикотропина и глюкокортикоидов, – и наш организм приходит в нейрогормональное равновесие. Действие гормонов усиливается белками эндорфинами, которые вызывают умиротворение и спокойную радость. Но спустя какое-то время организм привыкает к такому состоянию, и мы перестаем его ощущать как приятное. Тогда вновь возникает потребность найти согласие с собой.

А как мы ощущаем внутренний разлад?

С. Т.: Он возникает от отрицательных эмоций – чувства вины, тревоги, гнева, неуверенности в своих силах. И переживается как стресс. Одни люди – ваготоники – реагируют на стрессовую ситуацию замедленным функционированием: пульс делается реже, снижается давление, уменьшается объем дыхания и снижается мышечный тонус. Их полная противоположность – симпатикотоники. Их организм переживает стресс активно: повышается давление, учащается сердечный ритм. Но и у тех, и у других мозговая активность изменяется почти одинаково: активизируются подкорковые области во главе с гипоталамусом, которые отвечают за эмоции. В это время активнее всего вырабатываются гормоны, которые расщепляют жиры и углеводы. Это обеспечивает быструю энергетическую подпитку организма и помогает ему преодолеть стрессовую ситуацию.
ИНОГДА РАДИ СОГЛАСИЯ С СОБОЙ НУЖНО СМИРИТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО МЫ РАЗОЧАРОВАЛИ ДРУГИХ, УТРАТИЛИ ИХ ЛЮБОВЬ.

Что мы можем сделать, чтобы чаще бывать в согласии с собой?

С. Т.: Позаботиться о том, чтобы жизнь была разнообразной, ставить перед собой реалистичные задачи: решая их, мы почувствуем удовлетворение и согласие с собой. Помимо семьи и работы нам нужно что-то еще, что-то по-настоящему свое: хобби, общение с домашними животными, путешествия… Доказано, что занятия фитнесом и пробежки с последующим контрастным душем приводят к выработке эндорфинов и, как следствие, ощущению спокойной радости. Важно вести внутренний диалог, советоваться с самим собой: я действительно люблю то, чему посвящаю свое время и силы, действительно хочу этим заниматься? Не менее важен и диалог с телом: прислушавшись к своему организму, мы почувствуем, когда эмоции ведут к физиологическому дисбалансу, и постараемся вовремя взять их под контроль.

Грозит ли нам киберзависимость?

Обычное утро: по дороге на работу вы уже просмотрели свою почту на мобильном и ответили на самые важные сообщения. А едва оказавшись на рабочем месте, вы приступаете к разбору служебной переписки и быстро справляетесь с десятками мейлов, скопившихся за ночь в вашем почтовом ящике. В глазах коллег и начальства вы – ценнейший сотрудник. Но вместе с тем рискуете заслужить репутацию трудоголика...

Знакомы ли вам следующие симптомы? Вы просматриваете свой рабочий почтовый ящик по выходным, даже если в этом нет необходимости; в любой момент молниеносно отвечаете на полученные sms; паникуете, если забыли дома зарядное устройство для ноутбука или оказываетесь без выхода в интернет; по десять раз в день заходите на Facebook, просматривая не только свою страницу, но и ленты друзей; в разгар семейного праздника ищете, где бы уединиться со своим ноутбуком или смартфоном… Наши отношения с цифровой техникой порой приобретают компульсивный характер, превращаются в одержимость, бегство от реальности и, значит, – в болезненную зависимость.

Эта зависимость поощряется обществом

Киберзависимость (условное название для обозначения зависимости от разного рода высокотехнологичных средств), по мнению психотерапевта Мишеля Отфея (Michel Hautefeuille), по проявлениям схожа с серьезной формой наркозависимости или алкоголизма. Это и неспособность сопротивляться влечению, и растущее напряжение от невозможности выполнить действие, и мгновенное облегчение при переходе к нему… Получается, что интернет может воздействовать на нас как тяжелый наркотик? Не на всех, успокаивает психотерапевт: «У настоящего компьютерного наркомана вся жизнь подчинена одному – компьютеру, и по сравнению с миллионами обычных пользователей таких людей немного. Однако киберзависимость – это реальный феномен, который, к сожалению, часто вызывает не тревогу, а просто улыбку окружающих. Многие из нас не находят ничего предосудительного в том, что человек может по 15–18 часов в день проводить у компьютерного экрана, в том числе и по выходным и в отпуске, за работой или игрой. А между тем это наносит ему такой же вред, как и другие формы зависимости. Только признаём мы это лишь тогда, когда это до поры подспудное, неощущаемое страдание дает о себе знать, приводя к срывам, тяжелым депрессиям или агрессивному поведению».
ЛЮБАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ КАКАЯ-ТО ПРОБЛЕМА, С КОТОРОЙ ЕМУ НЕ УДАЕТСЯ СПРАВИТЬСЯ.
Может быть, мы все – потенциальные компьютероманы? Ведь каждый из нас, мужчина или женщина, подросток или взрослый, может попасть в интернет-ловушку, соответствующую его индивидуальным потребностям: покупки онлайн под влиянием импульса; потребность поговорить и быть услышанным; игры; порносайты Зигмунд Фрейд… Есть разные виды интернетзависимости: информационная «булимия» (потребность постоянно быть в курсе событий), игры на онлайн-биржах (day trading) и, конечно, сетевые игры. «Любая зависимость является реакцией на ту или иную проблему, с которой человек не может справиться, – отмечает Мишель Отфей. – И объект зависимости сначала становится ее решением, а уж потом появляются осложнения и он сам становится проблемой». Первый сигнал тревоги о том, что человек отдает себя компьютеру сверх меры, обычно поступает от близких: они жалуются, что он буквально «выпал» из жизни. Но, как правило, этот сигнал остается незамеченным. Граница между эффективным, сознательным использованием цифровой техники и зависимостью от нее зыбка. По каким признакам можно понять, что ситуация выходит из-под контроля? Какое количество часов, проведенных за компьютером, большинство сочтет превышением нормы? Это сложно даже предположить в обществе, которое превыше всего ставит скорость и повышенную активность, за которыми, считает психотерапевт, прячется главный страх нашей эпохи – страх скуки.

Быть свободным – значит уметь сказать себе «стоп»

Как и по отношению к различным видам токсикомании, здесь можно говорить о склонности человека впадать в зависимость. «К нам в клинику обратился пациент, бывший наркоман, который спустя 20 лет после избавления от наркотической зависимости стал рабом сетевых игр. Поскольку реальная причина его недуга не была устранена, он одну форму зависимости сменил на другую, – рассказывает психотерапевт. – Вроде бы сеть не так опасна для здоровья. Но на самом деле это настоящая бомба для тех, кто склонен к зависимости, ведь интернет содержит в себе целый «букет» ее всевозможных объектов (игры, секс, чаты и т.д.) и может вызывать не одно, а множественное привыкание». В России, как и во всем мире, количество людей с киберзависимостью постоянно растет. Это простая статистика: с распространением феномена пропорционально возрастает и количество его жертв. Тенденция российского рынка – это сайты покера (ставки онлайн) и социальные игры. Чтобы играть в них, нужно быть участником социальной сети («ВКонтакте», Facebook...). Во многих социальных играх участник получает тем больше бонусов, чем больше его друзей по сети установят себе данную игру. Социальные игры затягивают еще и тем, что в них нужно играть через определенный промежуток времени, иначе игрок пропустит какие-то этапы игры и станет аутсайдером. Уведомления о том, что пора вернуться в игру, высылаются на мобильный телефон, так что ее участник волей-неволей постоянно находится в виртуальном игровом поле.
Итак, несмотря на социальное и рыночное давление, нам стоит более бдительно охранять неприкосновенность своей свободы. Иными словами, не терять легкости, с которой мы можем сказать себе «стоп» и выбрать в компьютерном меню команду «завершение работы».

Об этом

  • «Освобождение от зависимостей, или Школа успешного выбора» Андрей Котляров Психотерапевт и нарколог с помощью притч и жизненных историй рассказывает о том, как научиться совершать осознанный и свободный выбор, и предлагает специальную методику саморазвития (Издательство института психотерапии, 2005).
  • «Психология и лечение зависимого поведения» Американские психоаналитики рассказывают о своем опыте работы с пациентами, страдающими различными видами зависимости (Класс, 2007).
* «Вестник общественного мнения», 2010, № 4 (106).
** По материалам конференции «Игровая зависимость: мифы и реальность», которая проходила в Москве в июне 2006 года.
*** Опрос проводился исследовательским холдингом «Ромир» в июле 2008 года.

Мужская и женская сексуальность - Спецпроект - www.wday.ru

Мужская и женская сексуальность - Спецпроект - www.wday.ru

Мужская и женская сексуальность - Спецпроект - www.wday.ru

Мужская и женская сексуальность - Спецпроект - www.wday.ru